ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ,
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Глава 1 Общие положения
- Настоящее Положение о проведении текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (далее – Положение) разработано в соответствии с Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 125 от 18 марта 2008 года «Об утверждении типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, после среднего образования»; приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 сентября 2013 года № 369 «Об утверждении типовых правил деятельности организации образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального образования».
- В Положении использованы следующие определения:
1) балльно-рейтинговая буквенная система оценки учебных достижений – система оценки уровня учебных достижений в баллах, соответствующих принятой в международной практике буквенной системе с цифровым эквивалентом, и позволяющая установить рейтинг обучающихся;
2) итоговая аттестация обучающихся – процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими объема учебных предметов, учебных дисциплин и (или) модулей, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования;
3) промежуточная аттестация обучающихся – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема одного учебного предмета, одной учебной дисциплины и (или) модуля, а также профессиональных модулей в рамках одной квалификации после завершения их изучения;
4) текущий контроль успеваемости обучающихся – систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая преподавателем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой дисциплины и (или) модуля;
5) кредит – унифицированная единица измерения результатов обучения, достигнутых обучающимся в рамках освоения дисциплины/модуля образовательной программы;
6) результат обучения – утверждение о том, что обучающийся знает, понимает и способен выполнить при освоении части модуля с подтвержденной оценкой;
7) критерии оценки – показатели для принятия решения по оцениванию результатов обучения на соответствие предъявленным требованиям к компетентности.
4) итоговая аттестационная комиссия – коллегиальный орган, создаваемый при проведении итоговой аттестации выпускника организаций технического и профессионального, послесреднего образования;
5) квалификационная комиссия – коллегиальный орган, создаваемый для проведения процедуры по присвоению обучающимся организаций технического и профессионального образования рабочей квалификации по итогам освоения профессиональных модулей в рамках одной квалификации.
- Оценка знаний обучающихся производится
– по цифровой пятибалльной системе: 5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2 – «неудовлетворительно» (прием 2018-2019, 2019-2020 учебных годов).
– балльно-рейтинговой буквенной системе: положительные оценки, по мере убывания, от «А» до «D», «неудовлетворительно» – «F» (прием с 2020-2021 учебного года).
- Балльно-рейтинговая буквенная система оценки учебных достижений, обучающихся с переводом в традиционную шкалу оценок:
Оценка по буквенной системе |
Цифровой эквивалент |
Процентное содержание баллов |
Оценка по традиционной системе |
A |
4,00 |
95-100 |
Отлично |
A- |
3,67 |
90-94 |
|
B+ |
3,33 |
85-89 |
Хорошо |
B |
3,00 |
80-84 |
|
B- |
2,67 |
75-79 |
|
C+ |
2,33 |
70-74 |
|
C |
2,00 |
65-69 |
Удовлетворительно |
C- |
1,67 |
60-64 |
|
D+ |
1,33 |
55-59 |
|
D |
1,00 |
50-54 |
|
F |
0,00 |
0-49 |
Неудовлетворительно |
Глава 2 Организация и проведение текущего контроля и промежуточной аттестации
- Текущий контроль осуществляется по всем дисциплинам и (или) модулям учебного плана. Оценивание знания обучающегося проводится по темам учебной дисциплины.
- Текущий контроль по дисциплинам и (или) модулям при отсутствии по ним практических и семинарских занятий осуществляется путем проверки преподавателем обязательных контрольных работ (письменных заданий, рефератов) предусмотренных учебной программой.
- Формы проведения текущего контроля успеваемости обучающихся определяет преподаватель с учетом цели, содержания учебного материала.
- В учебных группах, в которых оценка знаний обучающихся производится по цифровой пятибалльной системе, один раз в семестр в период теоретического обучения согласно графика проводятся внутрисеместровые аттестации. Внутрисеместровая аттестация может проходить в устной или письменной форме на усмотрение преподавателя. Результаты (оценки) внутрисеместровой аттестации должны быть отражены в журнале теоретического обучения.
- В учебных группах, в которых оценка знаний обучающихся производится по балльно-рейтинговой буквенной системе, два раза в семестр в период теоретического обучения подводятся результаты обучения. Результат обучения выставляется в журнале учета теоретического обучения на дополнительном специальном столбце РО (результаты обучения) без указания даты.
- Результаты достижения по теме занятия складываются из полученных баллов по критериям оценивания. Максимальная сумма баллов равна 100. Полученный итог оценивания – сумма баллов – выставляется преподавателем в журнал учета теоретического/ производственного обучения.
- После подсчета баллов за семестр путем вычисления среднего балла РО в оценочном листе выставляется рейтинг допуска в соответствующую графу экзаменационной ведомости. Преподаватель может повысить рейтинг обучающихся, используя поощрительные баллы за активное участие в олимпиадах, в подготовке докладов и статей, и т.п., а также за оригинальный ответ, за активную работу на занятиях в течение всего семестра + 10% к общему рейтингу допуска.
- Проведение текущего контроля успеваемости обучающихся путем дистанционного обучения осуществляется посредством:
1) прямого общения обучающегося и преподавателя в режиме онлайн посредством платформ ZOOM или Discord;
2) автоматизированных тестирующих комплексов;
3) проверки индивидуальных заданий (выдача заданий через платформу Edupage).
- Перечень дисциплин и (или) модулей и форма проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются колледжем в соответствии с рабочими учебными планами и вносятся в график учебно-воспитательного процесса в начале учебного года.
- Курсовые проекты (работы) выполняются по окончании теоретической части или раздела дисциплины и (или) модуля, обеспечивающего усвоение знаний, достаточных для выполнения курсового проекта (работы) по данной дисциплине и (или) модуля.
- Промежуточная аттестация по общеобразовательным дисциплинам предусматривает проведение экзаменов: по языку, по литературе, по истории Казахстана, по математике и по физике.
- Для проведения промежуточной аттестации на присвоение рабочей квалификации обучающимся приказом директора колледжа создается квалификационная комиссия, в состав которой включаются представители организации (предприятия, учреждения) и колледжа. Решение о выдаче свидетельства о присвоении рабочей квалификации принимается на основе квалификационного экзамена по выполнению видов работ по данной квалификации.
- Материалы промежуточной аттестации обучающихся составляются на основе учебных рабочих планов и программ каждой учебной дисциплины и (или) модуля, рассматриваются на заседании предметно-цикловой комиссии и утверждаются заместителем директора по учебно-методической работе.
- Заведующие отделениями за две недели до начала промежуточной аттестации составляют расписание проведения экзаменов и консультаций. В период подготовки к промежуточной аттестации обучающихся проводятся консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
- Для проведения промежуточной аттестации обучающихся в форме экзаменов должны быть подготовлены:
1) экзаменационные билеты (экзаменационные контрольные задания), тестовые задания, ситуационные задачи;
2) наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы и образцы техники, разрешенные к использованию на экзамене;
3) учебные и технологические карты;
4) спортивный зал, оборудование и инвентарь;
5) экзаменационная ведомость.
- Прием экзаменов и зачетов осуществляется преподавателем и (или) преподавателями, проводившими учебные занятия по данной дисциплине и (или) модулям в течение семестра, либо по поручению руководителя организации образования преподавателем, имеющим квалификацию, соответствующую профилю данной дисциплины и (или) модуля.
- На основании сводной ведомости заведующие отделениями готовят представление на имя директора колледжа о допуске обучающихся к промежуточной аттестации.
- К промежуточной аттестации приказом директора колледжа допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все практические, лабораторные, расчетно-графические и курсовые работы (проекты), зачеты согласно типовым учебным программам по каждой дисциплине и (или) модулю и не имеющие неудовлетворительных оценок по итогам текущего учета знаний.
- Обучающиеся, имеющие по 1-2 дисциплинам и (или) модулям неудовлетворительные оценки, допускаются к экзаменам с разрешения директора колледжа на основании представления заведующей отделением, а имеющим более двух неудовлетворительных оценок – решением педагогического совета.
- Заведующие отделениями на основании приказа директора колледжа проставляют в книжки успеваемости обучающихся допуск к экзаменам в виде печати допуска с указанием даты. Преподаватель осуществляет прием экзамена на основании допуска, указанного в зачетной книжке обучающегося.
- Для проведения для промежуточной аттестации обучающихся заведующие отделениями готовят экзаменационную (зачетную) ведомость (Приложения 1,2).
- При проведении промежуточной аттестации для выполнения задания по экзаменационным билетам:
– на устный экзамен выделяется не более 25 (двадцать пять) минут на каждого обучающегося;
– на проведение письменного экзамена предусматривается не более:
1) 6-ти астрономических часов по литературе (сочинение, эссе);
2) 4-х академических часов по математике и специальным дисциплинам и (или) модулям;
3) 3-х астрономических часов по государственному языку и русскому языку (изложение);
4) 2-х астрономических часа по государственному языку и русскому (диктант).
- Во время проведения экзаменов и зачетов присутствие посторонних лиц без разрешения директора колледжа не допускается (кроме заместителя директора по учебной, учебно-методической работам, заведующего отделением и председателя предметно-цикловой комиссии).
- По итогам экзамена (зачета) преподаватель обязан предоставить заведующей отделением экзаменационную (зачетную) ведомость не позднее следующего дня после даты проведения экзамена.
- В случае, если обучающийся, не допущен к промежуточной аттестации, преподаватель записывает в экзаменационную ведомость фамилию, имя обучающегося и указывает «не допущен» («н/д»).
- В случае, если обучающийся, не явился на экзамен (зачет), преподаватель записывает в ведомость фамилию, имя обучающегося и указывает «не явился» («н/я»).
- Обучающимся, не прошедшим промежуточную аттестацию по болезни или по другим причинам, директором колледжа устанавливаются индивидуальные сроки их сдачи, утвержденной приказом директора колледжа на основании личного заявления обучающихся с предоставлением подтверждающих документов.
- Оценка знаний обучающихся при сдаче экзаменов (зачетов), а также при защите курсовых проектов производятся по цифровой пятибалльной системе (прием 2018-2019, 2019-2020 учебных годов) и балльно-рейтинговой буквенной системе (прием с 2020-2021 учебного года).
- При оценивании по балльно-рейтинговой буквенной системе по итогам промежуточной аттестации выставляется итоговая оценка по дисциплине/модулю в конце каждого семестра.
Итоговая оценка складывается из рейтинга по результатам обучения и оценки за экзамен по дисциплине/модулю, где вес экзамена составляет 40%.
Итоговая оценка (рейтинг) по дисциплине/модулю вычисляется по формуле:
И = 0,6 х (РО 1+…+РО N)/N+ 0,4 х Э, где: РО – результат обучения; N – количество результатов обучения; Э – экзаменационная оценка или дифференцированный зачет.
Учебная дисциплина/модуль считается освоенным, если обучающийся набрал не менее 50 баллов.
- Пересдача экзамена (зачета), при получении оценки «неудовлетворительно» (не зачтено), допускается не более одного раза по одной и той же дисциплине и (или) модулю.
Пересдача экзамена (зачета) допускается с письменного разрешения заведующего отделением, в установленные им сроки тому же преподавателю, преподавателям в рамках модуля, ведущим дисциплину (или в отсутствии ведущего преподавателя другому преподавателю, имеющему квалификацию, соответствующую профилю данной дисциплины и (или) модуля).
- Обучающиеся, полностью выполнившие требования учебного плана определенного курса, успешно сдавшие все зачеты и экзамены промежуточной аттестации, переводятся на следующий курс приказом директора колледжа.
Глава 3 Организация и проведение итоговой аттестации
- Итоговая аттестация обучающихся колледжа включают выполнение и защита дипломного проекта (работы).
- Для проведения итоговой аттестации обучающихся создается итоговая аттестационная комиссия приказом директора колледжа.
- Состав итоговой аттестационной комиссии формируется из числа квалифицированных специалистов предприятий, преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения и представителей коллегиальных органов управления учебного заведения в соотношении 65% от представителей работодателей и 35% от представителей организации колледжа, включая секретаря комиссии без права голоса.
- Комиссия создается на период итоговой аттестации не позднее, чем за один месяц до проведения итоговой аттестации.
- Продолжительность заседаний комиссии не должна превышать 6 часов в день.
- Итоговая аттестация обучающихся в колледже проводится в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса и рабочими учебными планами в форме, определенной ГОСО.
- В комиссию представляются следующие материалы и документы:
- рабочий учебный план по специальности:
- приказ руководителя организации технического и профессионального образования о допуске обучающихся к итоговой аттестации;
- сводные ведомости итоговых оценок, обучающихся;
- документы, подтверждающие право обучающегося на перенос сроков итоговой аттестации по состоянию здоровья.
- Темы дипломных проектов (работ) рассматриваются на заседании предметно-цикловой комиссии и утверждаются директором колледжа. Руководитель дипломного проекта (работы) утверждаетсяприказом директора персональным закреплением за каждым обучающимся по представлению руководителей предметно-цикловых комиссий.
- Защита дипломного проекта (работы) проводится на открытом заседании комиссии по проведению итоговой аттестации с участием не менее 2/3 ее членов. Продолжительность защиты одного дипломного проекта (работы) не должна превышать 30 (тридцать) минут на одного обучающегося. Для защиты дипломного проекта, обучающийся выступает с докладом продолжительностью не более 10 (десять) минут. Результаты защиты дипломного проекта (работы) объявляются в день их проведения.
- Лицам, получившим оценку «неудовлетворительно» при защите дипломного проекта, итоговая аттестационная комиссия выносит решение о допуске к повторной пересдаче итоговой аттестации и определяет ее сроки. Комиссия определяет, представить обучающемуся на повторную защиту ту же работу с доработкой, определяемой комиссией, или же разработать новую тему.
- Обучающемуся, получившему оценку «неудовлетворительно» при повторной защите дипломного проекта, выдается справка установленного образца об окончании полного курса обучения по специальности (профессии).
- Обучающиеся, не явившиеся на защиту дипломного проекта (работы) по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами, приказом руководителя колледжа могут быть допущены к прохождению итоговой аттестации в установленные сроки.
- Заседание итоговой аттестационной комиссии оформляется соответствующим протоколом, который подписывается председателем, членами и секретарем комиссии.
- Обучающимся, сдавшим экзамены с оценками «отлично» не менее чем по 75 процентам всех дисциплин и (или) модуля учебного плана, а по остальным дисциплинам - с оценками «хорошо», и защитившему дипломный проект (работу) с оценками «отлично», выдается диплом с отличием.
- Решение о выдаче диплома с указанием уровня квалификации принимается на основе защиты дипломных проектов (работы).
- Председатель комиссии в двухнедельный срок по окончанию аттестации, составляет отчет об итогах аттестации.
Глава 4 Порядок подачи и рассмотрения жалоб по результатам промежуточной аттестации
- Жалоба или выражение просьбы является аргументированное письменное заявление обучающегося о нарушении, по его мнению, процедуры или установленного порядка проведения промежуточной аттестации, или несогласия его c их результатами.
- Приказом директора колледжа создается комиссия по рассмотрению жалоб по результатам промежуточной аттестации. Комиссия создается на период проведения промежуточной аттестации, по мере необходимости.
- Комиссия создается в целях обеспечения единых требований к проведению и оцениванию экзаменов, а также для разрешения возникающих спорных вопросов о нарушениях процедуры или установленного порядка проведения промежуточной аттестации, или несогласия с результатами (по мнению обучающегося).
- Основными задачами комиссии является:
1) Прием и рассмотрение письменных заявлений, обучающихся о нарушениях процедуры или установленного порядка проведения промежуточной аттестации, или несогласия с результатами (по мнению обучающегося).
2) Определение соответствия оценок, выставленных за зачет и экзамен, общепринятым критериям оценивания по предмету.
3) Определение соответствия порядка проведения зачета или экзамена требованиям раздела 2 настоящего Положения.
4) Вынесение решения по результатам рассмотрения жалоб.
5) Доведение принятого решения до сведения обучающегося и преподавателя-предметника.
- Рассмотрение жалоб не является пересдачей зачета или экзамена. В ходе рассмотрения жалобы проверяется только соблюдение установленного порядка проведения и правильность оценки результатов.
- Жалоба по процедуре и результатам проведения промежуточной аттестации подается лицом (обучающимся), сдававшим зачет или экзамен, в день объявления результатов или в течение следующего рабочего дня.
- Рассмотрение жалобы проводится не позднее следующего рабочего дня после дня подачи жалобы.
- Жалоба не принимается по вопросам содержания и структуры экзаменационных заданий и вопросам, связанным с нарушением правил поведения на экзамене (зачете) лицом, подавшим жалобу.
- При подтверждении факта нарушения процедуры проведения зачета или экзамена, приведшего к снижению оценки, может быть назначена пересдача.
- При возникновении разногласий в комиссии проводится голосование, и решение принимается большинством голосов. В случае равенства голосов председатель комиссии имеет право решающего голоса.