Социальное партнерство в техническом и профессиональном образовании — это взаимодействие образовательных учреждений с объектами рынка труда, нацеленных на согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса, особая среда сотрудничества.
В сложившихся экономических условиях одним из приоритетных направлений развития Инновационного технического колледжа и предприятий – социальных партнеров является совершенствование и дальнейшее развитие системы социального партнерства, направленного на качественную подготовку социально и профессионально мобильных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к постоянному профессиональному росту.
Социальное партнерство становится эффективным средством интеграции молодежи в трудовую жизнь, облегчения процесса её адаптации к быстро меняющимся условиям на рынке труда. Одним из основных направлений деятельности колледжа является реализация партнерства. Данной системе деятельности в нашем колледже (ИТК) уделяется особое внимание.
Технология взаимодействия между колледжем и социальными партнерами осуществляется по нескольким направлениям:
- Заключение Меморандумов с социальными партнерами (долгосрочные).
Заключено 6 меморандума и 12 договоров.
- Содействие развитию системы технического и профессионального образования города:
— согласование учебных программ с предприятиями города;
— участие в разработке учебных программ по специальным дисциплинам и курсовой подготовке;
— участие предприятий в обновлении материально – технической базы колледжа в соответствии с требованиями современного производства;
— содействие в повышении квалификации педагогических кадров через стажировку на предприятии (в период с 2023-2024 годы прошли стажировку 30 человек);
— проведение деловых встреч, круглых столов, выездных педсоветов на базе социальных партнёров.
- Взаимодействие с социальными партнерами по организации производственной практики:
— взаимосвязь практики с последующим трудоустройством (нехватка высококвалифицированных рабочих различных профессий способствует тому, что предприятия города «бронируют» рабочие места для будущей практики или трудоустройства за теми обучающимися практикантами, которые обладают хорошими умениями и навыками по данной профессии).
ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЁРЫ
Цель: закрепление, углубление и систематизация знаний обучающихся, полученных в процессе теоретического обучения, привитие необходимых практических умений и навыков по выбранной специальности.
- Международная ассоциация «ExpoBest»
- Beam Career Management Center
- ТОО «IT Support»
- ТОО «OnePro»
- ИП «DosPrintService»
- ТОО «AYA-TUMAR»
- ТОО «ТК-Алмет»
- ГКП ПХВ «Городская поликлиника №29»
- ТОО «R-STYLE.KZ» (Агрегатор)
- ИП «Дарын Онлайн»
- ТОО «Orda Snab Service»
- ИП «The Good Company»
- ТОО «MED 365»
- ТОО «Интертич Медицинский Ассистанс»
- ТОО «ZHARYK NUR»
- ТОО «Altay Global Print»
- ТОО «Octagon Service»
Социальное партнерство в профессиональном образовании — особый тип взаимодействия образовательного учреждения с субъектами рынка труда:
- органами власти;
- работодателями;
- общественными организациями, нацеленными на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.
Совершенно очевидно, что подготовить современного специалиста невозможно в отрыве от реальных производственных условий практики.
Основными целями развития социального партнерства в колледже являются:
- разработка системы социального партнерства;
- направленная на решение проблем практического обучения и трудоустройства выпускников колледжа;
- организация совместных мероприятий, способных повлиять на развитие кадровых ресурсов обеих сторон, на создание совместных проектов;
- систематическое подведение итогов по целевым показателям развития социального партнерства.
Администрация колледжа, ориентируясь на требования работодателей, успешно реализует задачу обеспечения условий для трудовой адаптации учащихся через использование возможности проведения учебных занятий и прохождения производственной практики в учреждениях города и района. Взаимодействие с учреждениями осуществляется на основе прямых договоров. Эффективность такой работы повышает уровень качества подготовки IT кадров.
Основными задачами социального партнерства для колледжа являются:
- осуществление практико-ориентированного обучения;
- создание надлежащих условий для проведения всех видов практического обучения;
- привлечение высококвалифицированных специалистов профилактических учреждений к преподаванию части профильных дисциплин и профессиональных модулей;
- выработка единых требований к компетентности специалиста и единых критериев контроля уровня подготовки;
- участие ведущих специалистов в оценке качества подготовки специалистов, в том числе ИГА.
Основными задачами социального партнерства для организаций являются:
- получение специалистов, подготовленных на основе единства требований к уровню компетентности, не требующих «доводки» на рабочем месте;
- ускорение адаптации молодых специалистов;
- осуществление непрерывного обучения сотрудников со средним профессиональным образованием;
- получение помощи в организации и проведении конференций, участие в мероприятиях образовательного учреждения.
Обязательным условием работы по развитию партнерских отношений является мотивация педагогического коллектива к сотрудничеству и взаимодействию с разными категориями социальных партнеров. Поддержка контактов с работодателями является важной функциональной обязанностью персонала колледжа. Для этого в план работы колледжа ежегодно вносятся мероприятия по реализации Программы социального партнерства, уточняются должностные инструкции руководителей практик, создаются рабочие группы для проведения процедуры анкетирования с целью выявления, удовлетворенности качества подготовки выпускников колледжа.
Социальное партнерство дает положительные результаты, приводит к единому пониманию проблем, имеющихся в информационных технологии и образовании. В современных условиях развития рыночной экономики колледж особенно заинтересован в эффективном сотрудничестве с социальными партнерами. Развитие социального партнерства способствует повышению авторитета, получению общественного признания, высокой оценки деятельности колледжа органов власти.